Западный вокзал или Nyugati palyaudvár

В 1846-м году в Венгрии была построена первая железнодорожная линия соединяющая Пешт и город Вац. В последствии из-за увеличения нагрузки и пассажиропотока пути были продлены и члены Австрийского Железнодорожного сообщества решили, что транспортному узлу необходимо новое здание, поэтому старое разобрали и начали обустройство прилегающих территорий. Почти в 8 миллионов форинтов обошелся австрийцам проект молодого архитектора Огюста де Серре (August de Serres), который позднее стал работать в парижском бюро Гюстава Эйфеля. В 1874-м году начались строительные работы и в течении 3-х лет Западный вокзал приобрел славу одного из самых современных зданий того периода в Европе. Со стороны бульварного кольца стены были стеклянные и долгое время считались архитектурным курьёзом (потом подобные проекты появились во Франции и это вошло в моду). Новое здание открылось 28-го октября 1877-го года и в 1891-м году получило название «Западный вокзал». Своё имя он получил не из-за направления поездов, а благодаря финансированию австрийцев.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

Через стеклянные стороны здания можно было наслаждаться видом на купола, на башни и на украшенную крышу. Вокзал занимал площадь 6153 квадратных метров, был 25 метров в высоту, рекордные по длине 146 метровые перроны планировались для подъезда автомобилей. Архитекторы позаботились об обустройстве внутренних площадей для залов ожидания, камер хранения, касс, мест отдыха для работников вокзала, полицейских помещений и отдельной комнаты ожидания для императора Франца Иосифа.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

Западный вокзал и возрождающаяся активность на нём привела сначала к негативным отзывам городских жителей. Импозантные ворота и вход привлекали воров и проституток. Рядом с вокзалом располагался отель (нынешнее место торгового центра West End), который пользовался популярностью у дам и одиноких мужчин, приезжающих в Пешт. Несмотря на это, уже в 1881-м году новые составы компании Siemens&Halske регулярно ходили по маршруту.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

Во время 2-й Мировой войны западный вокзал значительно пострадал, железнодорожное полотно во многих местах было разрушено. Только к лету 1945-го года удалось восстановить работоспособность путей, вокзал реставрировался еще несколько лет. В 60-х годах на Западном вокзале были самые современные технологии по меркам всей Европы. Тем не менее одна крупная авария всё же случилась. Пассажирский поезд на скорости 40 км/ч сошел с рельс и пробил стеклянную стену лицевой части вокзала. Несмотря на этот факт в аварии серьезно пострадала только одна женщина.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

В 1975-м году из-за коррозии металла в конструкциях постройки вокзал был закрыт на реконструкцию. После 4-х лет ремонта «Ворота Будапешта» вновь открыли свои двери для посетителей.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

В 80-х годах преобразовался район вокзала, было построено метро, подземные и наземные переходы, модные торговые пассажи.

(c) Fortepan
(c) Fortepan

Предлагаю вашему вниманию видео о проекте Западного вокзала в Будапеште (на венгерском языке).

Безусловную ценность в архитектуре и истории Будапешта занимает тот факт, что здание вокзала после реставрации не изменило дизайн и это во многом заслуга по прежнему гениального и атмосферного проекта первого железнодорожного вокзала в Венгрии.

P.S. А расписание можно посмотреть вот здесь.

Поделиться в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *