Сокровища Национального Архива

leveltar
Одно из самых любимых зданий у меня в Будапеште здание Национального Архива, которое располагается в районе Королевского дворца у Венских ворот. Всякий хунгарофил (начинающий и закоренелый) узнает это здание по крыше из пирогранита Жолнаи.

 

Архив как институт родился в 1723-м году, в законе №45 было создано понятие archivum regni, места, где будут храниться все публичные документы Венгерского королевства. Придумано это было в Пожони (ныне Братислава), и только через 60 лет институт переехал в Буду.

 
К концу 19-го века за идеей развития Национального Архива стоял Дьюла Паулер, которому и принадлежит идея строительства здания на том месте, где сейчас оно расположено, дизайн внутреннего убранства, да и распределение функциональных обязанностей по этажам (например офисы и кабинеты работников расположены на южной стороне, чтобы после работы на полутёмных складах среди средневековой пыли, работники возвращались в кабинеты и заставали дневной свет).
Новое здание возвели оперативно, за 2 года. Именно на горе, в административном квартале, чтобы в случае наводнения здание не пострадало, именно отдельно стоящим зданием с точки зрения противопожарной безопасности. Национальный Архив построили к 1913-му году, но 1-я Мировая война, Венгерская советская республика, Трианон слегка отсрочили переезд архива в новое здание. Переезд случился в 1920-м году, когда у власти уже был Миклош Хорти, и именно по его приказу внутренние помещения холлов Архива расписывал приближённый (с натяжкой можно сказать “его любимый”) художник Андор Дудич. Остаётся только предполагать за какие художественные заслуги регент Хорти уважал художника, с учётом того, что все лица на всех рисунках (и на всех этажах) очень квадратные (сейчас можно пошутить про кубизм, но я не буду). Как бы то ни было, все 4 этажа украшены сценами из венгерской истории, но сценами позитивными, скорее из культурного прогресса (без войн, кровопролития, но Трианон, конечно, изобразили). Во времена Венгерской Народной Республики, по понятным причинам фрески с Хорти, Трианоном, неугодными политиками периода 20-45-х годов 20-го века перекрасили. Некоторым просто перерисовали лица :)
Среди фресок на стенах основание аббатства в Паннонхальме (955 год), Первый свод венгерских законов “Золотая булла” (1222 год), Мария Терезия, Цепной мост с Иштваном Сечени и многое другое. Часто встречается символизм: на фреске изображено внутреннее убранство Оперы, половина из которого в строительных лесах – отсылка к тому, что страна восстанавливается после Трианона. Часто встречается каламбур: фреска о строительстве дворца Грашшалковичей в Гёдёллё изображена уже с построенным дворцом :) Ещё одна из моих любимых историй связана с тем, как политики того времени появились на фресках в том или ином амплуа. Если министр культуры Куно Клебелсберг появился в роли себя, то тогдашний премьер-министр Иштван Бетлен появился в роли одного из монахов на фреске со сводом законов “Золотая Булла”.
Окна в здании Нац.Архива заслуживают отдельного поста (который я обязательно напишу когда-нибудь). Пост будет о мастере Микша Роте, который своими витражами украсил добрую половину Будапешта. В здании архива это герб Венгрии, гербы городов Венгерского королевства, геометрические узоры.
Возвращаясь к художнику Андору Дудичу стоит отметить, что на 4 этажа фресок ему понадобилось 6 лет. Но, опять же, ручная роспись просто невероятная, кто хоть раз был в церкви Матьяша, тот меня поймёт: геометрия, узоры, орнаменты очень схожи. В церкви Матьяша около 4 тысяч различных узоров было изображено, в здании Архива около тысячи. Колонны у парадных лестниц дополняют мимимишные скульптуры животных.

Здание архива поражает не только крышей, внешними особенностями неороманского стиля архитектуры, внутренними фресками и оформлением, но и самой начинкой: сокровищами.

К 1930-м годам сокровища Нац.Архива насчитывали 19 километров документов: километраж высчитывается по ширине папки, в которой находится. На фото можно увидеть, что ширина одной папки в среднем 12-15 см. И вот теперь представьте 19 километров из папок. А теперь представьте, что в здании сейчас (2018 год) хранится 39 километров документов! А теперь представьте, что сокровища Национального Архива сейчас занимают 89 километров, пришлось построить ещё 2 здания, чтобы часть перенести туда! Коридоры складов Нац.Архива похожи на бомбоубежища (мне так показалось): естественного света нет, окна закрыты металлическими пластинами. Повсюду странный запах – симбиоз библиотечного, старого и пыльного. Но документы, которые хранит Архив, опять же, для всякого хунгарофила – бесценны. На экскурсии, на которой мне удалось попасть в здание Архива нам показали рукописное письмо венгерского поэта Атиллы Йожефа (его грустный памятник вы можете наблюдать у Парламента), почерк у него был так себе, я поняла только первое слово “Kedves” и саму подпись в конце письма; письмо великого композитора Белы Бартока; текст радио беседы Миклоша Хорти об аннексии Австрии Германией; паспорт Ласло Биро – человека, который придумал шариковую ручку; заявление о просьбе перевода в Будапешт (с последней приличной фотографией, которой больше нет ни в одной стране) Рауля Валенберга – человека, который спас около 100 тысяч евреев в годы 2-й Мировой Войны. По понятным причинам публиковать фото этих документов я не имею права.

Готические своды здания Национального Архива, фрески о культурных достижениях венгров, коридоры складов, венгерский размах в изображении национального самосознания навечно в моём сердце. И в этом посте.
Если вы говорите на венгерском языке, то попасть в здание архива на экскурсию можно на этой экскурсии.